Наши проекты

Суть вопроса

Наш Фонд оказался вовлеченным в анализ современных образовательных проблем не случайно. Прежде всего потому, что большая часть сотрудников являются вузовскими преподавателями. Но, главное, по той причине, что без настоящего образования в стране не будет ни культуры, ни экономики, ни правильной экологический политики; именно образование – в буквальном смысле фундамент общественной жизни. А то, что «реформы» этот фундамент систематически разрушают, мы поняли сразу же после их провозглашения, а именно – в 2000 году. Именно тогда на страницах печати была предложена к обсуждению так называемая «доктрина Грефа».

На нее последовала мгновенная реакция со стороны многих ведущих специалистов страны (можно напомнить нашумевшую статью «Опять блицкриг» в «Советской России»); мы также выступали со статьями, созывали семинары, конференции, писали обращения. Причем, все мы, критики,  сразу же увидели, что речь идет не просто о каких-то более или менее удачных программах, методах и т.п. Дело было в подрыве самой сути образования, так как в сознание людей начали внедряться совершенно ложные установки:

- образование – это «услуги», подчиненные «спросу» и «государственно-рыночному заказу»,

- целью образования является не формирование личности, а всего лишь создание винтика в государственно-рыночной машине. Отсюда и понятие «заказа»,

- соответственно, и по своей сути, и по форме это не творческий процесс, а набор «педагогических технологий», что и понятно: для изготовления винтика творчество не требуется,

- отсюда последовательное сокращение программ, как школьных, так и вузовских, по всем основным предметам, и замена их всевозможным «менеджментом» и другими образовательными «симулякрами», а также сокращение вузов и других образовательных учреждений, включая школы. «Нам (т.е. «рынку») не нужно столько образованных людей» - почти впрямую говорили чиновники.

Но, как ни парадоксально, все эти несложные идеи были восприняты вначале почти как новое откровение. Мы прекрасно помним оппозицию со стороны тех, кто должен, казалось бы, нас поддерживать, педагогов и родителей. Многими из них слово «технологии» было принято «на ура», ну а «инновации» и «европейские стандарты» просто завораживали сознание.

Но по мере того, как «реформы» внедрялись в жизнь, у людей открывались глаза. Сопротивление росло: появилось множество прекрасных статей, публичных выступлений, обращений, касающихся и организационной и содержательной стороны «реформ», в том числе и алтайской общественности. В 2009 году по стране прошла целая волна митингов. Но росло и упорство «реформаторов»: внедрялся ЕГЭ, сокращались программы, и точка в этом процессе была поставлена Законом №83 – по которому образование не только упраздняется по сути, но и почти лишается и без того скудного государственного финансирования. Этот шаг уже трудно было как-то замаскировать, и на закон, разумеется, последовала бурная реакция по всей стране. 

К сожалению, даже и тут многие критики оказались заражены странным фатализмом: раз, мол, государство приняло закон, ничего уже не сделать (не говорит ли в них то «вечно бабье в русской душе», о котором с горечью писал еще Бердяев, а до него Чехов, призывая по капле выдавливать из себя раба?)  К счастью, можно привести и обратные примеры, скажем, Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» (сайт www.oodvrs.ru), которое последовательно ведет борьбу не только с разрушительными реформами, но и с близкими по сути проектами, например, с ювенальной юстицией. Ведь уже ясно, что речь идет ни много, ни мало, как о будущем наших детей и страны в целом. И это будущее зависит от нас самих, если мы считаем себя гражданами страны.

 Часто на это задают, опять же, извечный русский вопрос: «что делать?» Мы не даем рецептов: каждый на своем месте (родителя, педагога или просто гражданина) при действительном желании найдет свои формы участия в отстаивании одной из самых высших ценностей общества – образования. Но одно можно посоветовать: не закрывать глаза на проблему, хотя бы для начала читать и размышлять. А дальше – жизнь подскажет.

И.В. Фотиева

 

 

Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: