Наши проекты

Конференция "Алтай - Космос - Микрокосм"


Наше философское кредо

Мы фиксируем свои основные мировоззренческие установки и философские принципы, чтобы читатель, заходя на сайт, а также читая публикации сотрудников Фонда, сразу знал, в каком ключе и в какой стилистике здесь ведутся  обсуждения принципиальных философских проблем. Этим мы вовсе не собираемся что-то кому-то навязывать (да это и невозможно), а просто желаем сразу внести идейную ясность в отношения с потенциальными собеседниками. Ясная формулировка исходных позиций дает возможность единомышленникам  сразу переходить к обсуждению конкретных проблем, а оппонентам (если они готовы к  конструктивной полемике) – немедленно приступить к их критике.

Во-первых, для нас философия − это любовь к мудрости в исконном значении этого слова. Если она не помогает человеку осмысленно жить и действовать, не способствует формированию цельного мировоззрения − то есть систематического и синтетического, укоренного в традиции и одновременно устремленного в будущее − то перестает быть фило-софией. Она либо вырождается в разновидность научного (или квазинаучного!) знания, малоинтересную для большинства, как это во многом случилось с аналитической философией и феноменологией, либо превращается в разновидность бездоказательной беллетристики, типа философии так называемого постмодерна.

В то же время есть единая и непрерывная линия понимания философии именно как любви к мудрости – софийная линия, по выражению нашего выдающегося историка философии Г.Г. Майорова. Она проходит через Платона и неоплатоников, Николая Кузанского и Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и В.С. Соловьева, Вивекананду и Ауробиндо Гхоша, Тейяра де Шардена, П.А. Флоренского и С.Л. Франка  и многих других авторов, вплоть до сегодняшнего дня. Эта линия под разными углами зрения утверждает незримую духовную реальность Космоса, с которой мы все имманентно связаны и в которую нам всем когда-то предстоит вернуться.

Во-вторых, мы верим в живительную силу отечественных традиций философствования (особенно русской метафизики всеединства и русского космизма), которые не только не оценены по достоинству на Западе, но, к сожалению, слабо осваиваются и развиваются российскими философами. Нам глубоко чужд интеллигентский комплекс национальной ущербности перед западной философией. Это, разумеется, не означает какого-либо предвзятого отношения к европейской интеллектуальной традиции, которую нужно знать и активно использовать. Просто пора перестать все время спрашивать себя, «что о нас подумает просвещенная философская Европа?». Европа о нас ничего не подумает, поскольку справедливо предпочитает не читать вторичные российские комментарии к собственным оригинальным текстам. Прав Н.С. Трубецкой: если мы хотим, чтобы нас уважали − надо найти мужество стать самими собой − самобытной и сильной русской философией на едином евразийском культурном пространстве. Это возможно и необходимо, учитывая первоклассный комплекс философских идей и методов, которые создала русская философская мысль. Не претендуя на полную инвентаризацию эвристических идей и принципов русской философии, выделим лишь важнейшие из них:

  • принцип соборной организации общественной и политической жизни, противостоящий и тоталитарному коллективизму, и западному индивидуализму;
  • идея Живого эволюционирующего Космоса и тесно связанная с ней софийная трактовка природы человека и перспектив его антропологического преображения (обожения);
  • интенция на органический синтез различных видов знания (идеал цельного знания в русской философии) с особым упором на сердце как онтологический и познавательный центр личности;
  • идея автотрофности человека и ноосферы В.И.Вернадского;
  • евразийское понимание сущности России;
  • идея «власти святынь» (агиократии) П.И. Новгородцева.  

В-третьих,  необходим переход к принципиально новой цивилизации, которую мы именуем духовно-экологической (или ноосферной). Без этого земное сообщество ждет глобальный техногенно-потребительский коллапс. Разработка философии этой новой цивилизации − одна ключевых задач мировой и особенно отечественной философии.

И еще мы глубоко убеждены в том, что за эту новую цивилизацию люди должны идейно и практически бороться, ибо вера без дел мертва есть, в том числе и философская вера.

Андрей Владимирович Иванов

 

Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: