Наши проекты

Плоскогорье Укок

 

 Известно, что Россия имеет достаточно протяженную границу с Китаем, но мало кто знает, что ее западный 54-х километровый участок проходит именно по Алтаю в районе плоскогорья Укок. Труднодоступная территория плоскогорья и перевал Канас, который разделяет Россию и Китай, являлись естественной территориальной линией раздела двух великих государств, и этот участок границы всегда оставался в стороне от конфликтов и сложных межгосударственных отношений двух стран. Но политическое спокойствие вполне могут нарушить коммерческие интересы госмонополий.

Первое сообщение о том, что группа специалистов РАО «Газпром» начала изучение возможности транспортировки газа в КНР, появилось в местной печати в 1999 г. в газете «Звезда Алтая. Экспресс». Строительство газопровода немыслимо без строительства крупного транспортного коридора, поэтому параллельно разрабатывается проект строительства дороги.

О возможности строительства дороги в Китай через плоскогорье Укок впервые заговорили в Республике Алтай (РА) в 2000 г. при Семене Зубакине, бывшем в то время главой Республики. В свою очередь глава администрации Алтайского края Александр Суриков также неоднократно заявлял, что создание трансалтайского транспортного коридора отвечает стратегическим интересам края. С этим были согласны и в Полпредстве Президента РФ в СФО. Было разработано обоснование инвестиций, но технического проекта на тот период не существовало [http://www.rusglobus.net/komar/index.htm?polit/altay.htm&1 Газета «Новые Известия» от 20.06.01].

Конкурс на разработку «Обоснований инвестиций в строительство дороги через российско-китайскую границу» выигрывает Тюменская архитектурно-строительная академия. По сообщению пресс-службы Эл-Курултая РА в 2002 г. в Госсобрание поступает официальный документ за подписью зам. министра иностранных дел России А. Лосюкова, в котором, в частности, говорится, что «предварительное обсуждение вопроса с конкретными китайскими ведомствами показало, что китайская сторона пока сдержанно относится к предложению о строительстве новой автодороги». При этом китайские партнеры ссылаются на крайне сложный рельеф местности, полное отсутствие инфраструктуры и наличие природных заповедников на китайских участках маршрута предлагаемой автодороги [Газета «Улалу № 6 от 23.02.2002 г. Статья «Китаю не очень-то и нужна эта наша дорога»]. Но российская сторона не оставляет надежды убедить партнеров, и заместитель полпреда президента в СФО И. Простяков на международной торговой ярмарке в Урумчи в 2005 г. поставил вопрос о строительстве дороги через Укок, заявив о необходимости окончательного решения вопроса непосредственно во время ярмарки. В печати появляются противоречивые сообщения о том, что это все же Китай настаивает на строительстве дороги [www.regnum.ru/news/484595.html].

В эти же годы общественность Юга-Западной Сибири начинает исследование тревожной ситуации вокруг строительства дороги и газопровода, - ведь еще в 1998 г., благодаря своим выдающимся природным характеристикам, Укок вошел в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в рамках номинации «Золотые горы Алтая».  Даже неспециалистам было очевидно, что очередная «стройка века» не может не нарушить крайне хрупкую горную экосистему Укока, а это повлечет множество далеко идущих последствий для огромной территории юга Западной Сибири. Но есть и вторая опасность – возможная массовая миграция населения Синьцзян−Уйгурского автономного района КНР (в том числе и незаконная) через прямой транспортный коридор. Открыв «ворота в Китай», Алтай может столкнуться с ситуацией, характерной для Дальнего Востока. Тогда же прозвучал аргумент, что необходимо учитывать непростую историю региона, где монголы, казахи и алтайцы помнят о геноциде со стороны Циньского Китая в 17−19 столетиях. Все это может легко дестабилизировать социально−политическую ситуацию в регионе.

В сентябре 2002 г. проходит круглый стол по проблемам строительства транспортного коридора в рамках Международной научно-практической конференции «Сохранение этнокультурного и биологического разнообразия горных территорий через стратегии устойчивого развития», посвященной Международному году гор под эгидой UNDP и при участии ПРООН РФ [http://www.volgainform.ru/allnews/56028/]. В ноябре 2005 г. природные парки Республики Алтай выступают против строительства дороги в Китай через плоскогорье Укок [http://www.bistorg.ru/ru/citybis/news/arch/2005/one_news923-4-8.html?npatt=print]

В марте 2006 г. в ходе визита в Китай президент России Владимир Путин заявил, что к 2011 году будет построен экспортный газопровод в КНР, по которому в перспективе будет транспортироваться до 80 млрд. т природного газа в год. По словам В. Путина, газ пойдет в Китай по двум маршрутам — из Западной и Восточной Сибири. На Алтае строительство газопровода планируется по тому же маршруту, что и транспортный коридор через 54-км участок российско-китайской границы через плоскогорье Укок.

Хотя власти Республики Алтай остались равнодушны к экологическим проблемам Укока, но геополитический аспект ситуации не мог их не встревожить хотя бы отчасти.  О том, что опасность здесь таится не столько в самом газопроводе, сколько в дороге, которая будет строиться параллельно, заговорили в высших кругах Республики Алтай. 20 апреля 2006 г. прошла пресс-конференция председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму РА [Газета «Листок» от 26.04.2006 г.].

В июне 2006 г. алтайская общественность начала массовую протестную акцию, которую поддержали 19 российских экологических организаций. Они поставили свои подписи под обращением в адрес ОАО "Газпром", президента и правительства РФ. По мнению общественности и ученых-экспертов, существуют другие варианты маршрута прокладки газопровода, и среди них наиболее предпочтительными с геополитической, экологической, этнокультурной точек зрения является проведение трассы газопровода через Монголию или Казахстан.

Несмотря на протесты населения, в январе 2007 г. опубликована «Декларация о намерениях строительства газопровода «Алтай»» с подробным описанием трассы и основных характеристик газопровода. Этот документ, подготовленный ОАО "Гипроспецгазом", детально описывает экономические преимущества строительства газопровода, ? игнорируя при этом возможные этнические, экологические, культурные и социальные проблемы.

В марте 2007 г. на Алтае начинаются общественные слушания по «Обоснованиям инвестиций в строительство газопровода «Алтай» в районных центрах Республики: сёлах Кош-Агач, Улаган, Онгудай, Шебалино и в г. Горно-Алтайске, а также в районных центрах Алтайского края по трассе газопровода и в г. Барнаул. Слушания проходят в жесткой дискуссии, при использовании административного ресурса и всевозможных нарушениях (в частности, необъявленный перенос слушаний в с. Шебалино с 14.00 на 10.00 ч. утра, когда приехавшим в обед на слушания общественникам было объявлено, что заседание уже состоялось). Общественность высказывает принципиальные замечания по материалам проекта.

В марте 2007 г. в Москве проходит совместная пресс-конференция природоохранных организаций России: Гринпис, Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Центра охраны дикой природы. По их мнению, строительство транспортного коридора через Объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО может не только нанести непоправимый урон уникальным природным территориям, но и приведет к нарушению российского законодательства. Экологи предложили рассмотреть альтернативные варианты [http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/releases/972579].

Волна общественного протеста заставляет правительство Республики Алтай более взвешенно и обдуманно подойти к планам строительства прямого транспортного коридора в Китай и к возможным геополитическим и демографическим последствиям данного строительства. Вице-премьер РА Роберт Пальталлер делает заявление о том, что «проект строительства дороги не рассматривается ни правительством России, ни руководством Республики Алтай» [Газета «Постскриптум»; №13 (665), 2007 г.]. Представители Газпрома также решительно заявляют, что проектом предусмотрено только строительство технической трассы [Газета «Постскриптум» №12 от 22.03.2007, «Листок» от 14.03.2007, от 28.03.2007]. В то же время, как настаивают оппоненты, эта техническая трасса не только облегчит дальнейшую прокладку автомагистрали, они может (и будет!) использоваться самостоятельно, например, для незаконной миграции.

В июне 2007 г. в Белокурихе проходит 9-е заседание Российско-китайского Координационного совета (РККС) по межрегиональному приграничному торгово-экономическому сотрудничеству. Об этом пишет газета «Постскриптум» № 23 (675): «Вопреки всем убаюкивающим заявлениям, с которыми выступали последние месяцы члены правительства А. Бердникова, китайцы отнюдь не оставляют планов строительства автомагистрали через перевал Канас. Они снова подтвердили: им нужна не столько газовая труба, сколько автодорога вдоль нее. Перед началом заседания они настойчиво пытались протолкнуть в итоговые материалы встречи строку о строительстве автомагистрали через Канас».

Анализ ситуации ставит перед заинтересованной общественностью вопрос о том, кто же является истинным инициатором данного проекта и чьи интересы он отражает? Известный общественный и государственный деятель Республики Алтай, доктор юридических наук, Заслуженный юрист РФ Д.И. Табаев, в своей статье «Алтай и Китай: историко-правовые размышления по поводу строительства газопровода и автодороги» пытается разобраться в этих вопросах. Он выступает категорически против строительства газопровода и дороги, как не соответствующих ни интересам  народов Республики Алтай, ни национальным интересам России.

В сентябре 2007 г. в Республике Алтай завершает свою работу проверочная комиссия ЮНЕСКО, которая специально прибыла на Алтай по сигналу российской и международной экологической общественности. Эксперты оценивали состояние объекта всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая» в связи с угрозой строительства газопровода в Китай. Комиссия должна была встретиться, в том числе, и с экологическими общественными организациями, но представители правительства Республики Алтай всячески препятствовали таким встречам и участию общественников в работе круглых столов, организованных ЮНЕСКО специально для встреч с общественностью [http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/1340047]. Удалось «прорваться» лишь представителям Гринпис России, которые и озвучили позицию общественности. В итоге на 32-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО со 2 по 10 июля 2008 года в городе Квебек (Канада) по номинации «Золотые горы Алтая (Российская Федерация)» было принято Заключение №768 rev, в котором высказана озабоченность по сохранению уникального плоскогорья Укок. В пункте № 4 отмечено, что Россия как страна-участница Конвенции не отказалась от планов строительства транспортного коридора через территорию всемирной природной значимости, что может послужить основанием для лишения этой территории статуса ЮНЕСКО.

С января по декабрь 2008 г. по всей стране проходит общероссийская открыточная кампания «Спасли Байкал – Спасем Укок». Экологи собрали 25 тысяч подписей под обращением к Президенту РФ Медведеву Д.А с просьбой выступить гарантом по соблюдению Россией международных обязательств по сохранению и защите Объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО и разработать альтернативный маршрут магистрального газопровода «Алтай», минуя плоскогорье Укок [http://www.wwf.ru/about/where_we_work/altay/gaspipe/].

В 2008 г. во многих городах России: Москве, Красноярске, Новосибирске, Бийске, Барнауле, Горно-Алтайске и других состоялось открытие фотовыставки «Укок - жемчужина Алтая». Фотограф Игорь Хайтман

В Барнауле она выставлялась неоднократно. Ее организаторы: автор работ известный алтайский фотохудожник Игорь Хайтман, Фонд «Алтай - 21 век», Центр гуманитарного образования Алтайского государственного аграрного университета, Академия государственной службы и Алтайский государственный промышленно-экономический колледж. Мнение посетителей выставки было почти единодушным: «Таких девственных природных и уникальных в культурном отношении мест, как Укок, совсем не много осталось на нашей планете. Спасти их для потомков от безумства технократии и недальновидных чиновников − общая задача всех ответственных и честных людей». Пока однозначного решения по прокладке магистрального газопровода в Китай не принято, судьба Укока - а вместе с ней, и миллионов людей, - остается под угрозой.

 В конце января 2011 года была создана Межрегиональная Коалиция общественных и научных организаций "Сохраним Укок" Томской и Новосибирской областей, Алтайского края, Республики Алтай и г. Москвы. Участники Коалиции планируют обобщить и систематизировать мнения ведущих экспертов относительно негативных экологических, этносакральных, культурно-исторических и геополитических аспектов данного проекта и представить их широкой общественности России и мира в целом.

Участники Коалиции стоят на принципиальных позициях значимости уникальных территорий, подобных Укоку, или Байкалу, не только для Сибири и России, но и для всего мира. Именно эта значимость в свое время повлекла включение Укока в Список ЮНЕСКО - в номинации "Золотые горы Алтая".

Участники Коалиции ставят конечной целью добиться изменения решения ОАО "Газпром" о проведении маршрута газопровода "Алтай" через плоскогорье Укок и настаивают на выборе одного из альтернативных маршрутов. Коалиция открыла свой сайт: www.saveukok.ru

 

Мы будем держать вас в курсе,  уважаемые постели сайта!

 

Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: