Наши проекты

Наши любимые стихи

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.


Публикации сотрудников

 
Королева Е.В. Аржан-Суу: алтайские традиции природопользования для современной медицины
— 29 августа 2014 года

Редко кто из туристов, отдыхающих в Горном Алтае, хотя бы один раз не посетил Аржан-Суу. Целебные источники – Аржаны – встречаются в разных районах Алтая, наиболее посещаемый Аржан-Суу расположен непосредственно у Чуйского тракта недалеко от с. Манжерок. Особое почитание и использование Аржанов в традиционной медицинской практике распространено у многих коренных народов Сибири и Центральной Азии: в целом традиционные ритуалы, связанные с аржанами, схожи у алтайцев, хакасов, тувинцев, монголов, бурят, а так же русских старожилов Сибири. Романтический образ целительного ключика, расположенного в красивом месте в окружении деревьев, увешанных лентами «чистых цветов», привлекает многих наших современников. Человеческая вера в чудо в сочетании с естественным любопытством побуждает туристов толпами устремляться на аржаны, запасаться канистрами «живой воды», проявлять всю меру изворотливости, чтобы ухитриться искупаться в неглубоком ручье, бегущем от аржана.

Подобная популярность аржанов неоднократно побуждала ученых исследовать приписываемые им целебные свойства. В разное время независимо друг от друга такие исследования проводили Горно-Алтайский гос.университет, НИИ водных и экологических проблем, Майминская геологическая партия АлтайГео. Не вдаваясь в подробности исследовательских методик, отметим лишь общие результаты: химический состав воды ключиков различный, по заключению экспер-тов, употребление воды ряда из них, несомненно, может иметь общеоздоровительный, а при неко-торых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, и лечебный эффект, однако приписываемые молвой случаи излечения таких серьезных заболеваний, как глаукома, катаракта, экзема, псориаз, рак кожи и т.д., вряд ли следует связывать с воздействием аржанов. Исследователями были обна-ружены и парадоксальные факты: так несколько ключей близ с. Сугаш Усть-Коксинского района РА, каждый из которых, по мнению населения, лечит определенные заболевания, имеют общий исток высоко в горах, а, следовательно, и сходный химический состав, что и было установлено по-сле анализа взятых проб. Получается, что люди на протяжении многих лет лечат разные болезни одной водой? Все это, по мнению экспертов-медиков, доказывает, что основной лечебный эффект аржанов – это, так называемый, эффект плацебо.

Между тем, не отрицая наличие пресловутого эффекта плацебо, следует отметить, что все исследования аржанов были сосредоточены вокруг анализа состава воды и оставляли вне поля зрения ученых всю совокупность ритуалов (целительских практик), связанных с ними. В действительности, подлинная традиция Обращения к Аржану мало известна не только обывателям, но и специалистам. Алтайская традиция предписывает целый ряд действий, сопутствующих посеще-нию Аржана. Прежде всего, это, как минимум, трехдневный пост, который подразумевает не только отказ от скоромной пищи (у мясоедов-кочевников!), но и воздержание от спиртного, курения, бурного проявления эмоций. Поездка к Аржану происходит только после поста, если никакое вне-запное горе не омрачило его спокойного течения, и мало напоминает современную практику «заправки канистр». Согласно древнему ритуалу, машину (коня) оставляют за несколько километров от источника, к которому идут пешком даже тяжелобольные. С собой несут жертвенные прино-шения Духу Аржана и небольшие сосуды для воды. К источнику идут неторопливо, соблюдая тишину и торжественный настрой, внимательно наблюдая окружающую природу, которая может подать знак о мерах к исцелению...

В нескольких метрах от источника произносится благопожелание Аржану, содержащие утверждение его целительной силы, затем, в знак почтения к источнику, повязывается пара лент-кыйра, предлагаются подношения – парные фигурки из сыра, монеты, выпечка-курсак, происходит кропление молоком. У источника в первую очередь трижды омывают лицо, голову, кисти рук, пьют воду, и лишь затем омывают больное место. Воду для питья в ле-чебных целях набирают по течению ручья. Напившись, некоторое время молча сидят возле Аржа-на, отдыхают, любуются окружающим видом (почитаемые Аржаны, как правило, расположены в очень живописных местах, удаленных от жилья). На обратном пути, прощаясь с Аржаном, произносят благопожелание с благодарностью за помощь, там, где оставлен транспорт, делают продолжительную остановку, готовят пищу и плотно едят, впервые после поста. Воду, принесенную с Аржана, продолжают пить еще некоторое время, соблюдая спокойствие и сосредоточенность на результате весь период лечения. Нужно подчеркнуть, что традиция приписывает целебную силу не столько воде Аржана, сколько самому ритуалу его посещения. Страждущий должен лично ис-прашивать исцеления, причем считается, что духи Аржана могут «подсказать», какие дополни-тельные шаги следует предпринять на этом пути.

Таким образом, речь идет не о водолечении, а о комплексной психотерапии. Надо ли гово-рить о том, что время для посещения Аржана избирается не случайно. Наилучшим считается период от летнего солнцеворота до ближайшего полнолуния, когда травы, источники, все живое «входят в полную силу». Традиция советует обращаться к Аржану не реже, чем раз в пять-шесть лет, а так же при начальных признаках серьезного недомогания, продолжительной депрессии, в ситуации душевной неопределенности, связанной с необходимостью сделать правильный жизнен-ный выбор. Сам характер рекомендаций показывает, что данный метод воздействует, прежде все-го, на психосоматические причины заболевания. А вот недооценивать силу такого воздействия, происходящего в уникальной природной среде высокогорья, в свете современных исследований в области клинической психологии вряд ли стоит. На наш взгляд, было бы не лишним исследовать эффект от посещения Аржана среди алтайцев и русских при условии соблюдения традиционных требований, а так же вне их. Результат может оказаться неожиданным. В конце концов, быть мо-жет, это как раз тот путь, по которому следует идти в перспективе развития рекреационных терри-торий и отказе от неорганизованного, дичающего не по дням, а по часам туризма.

Е.В. Королева, 06.08.08

 


Категория: История и культура Большого Алтая

Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: