Наши проекты

Наши любимые стихи

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.


Публикации сотрудников

 
Сортировать по: дате | алфавиту
В монографии развиваются и углубляются идеи, высказанные авторами в предыдущей работе «Духовно-экологическая цивилизация: устои перспективы», выдержавшей два издания. Ключевая идея заключается в том, что переход к новому типу цивилизационного существования подразумевает системную и целенаправленную трансформацию науки, образования, культуры, экономики и политики в сторону утверждения приоритета духовных и экологических ценностей. В работе прочерчиваются стратегические линии подобной трансформации, а также даются конкретные рекомендации по претворению их в жизнь. При этом утверждается, что каждый отдельный человек является живым и деятельным фактором мировой истории. Отдельные очерки посвящены Сибири и Алтаю, которые самим своим пространственным расположением, богатством природных ресурсов и традициями мирного общежития разных народов призваны сыграть ключевую роль в переходе к духовно-экологической цивилизации. Книга предназначена для широкого круга читателей, которым небезразлична судьба человечества, находящегося в переломной точке своего существования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................. 5
Раздел первый. Линии становления духовно-экологической цивилизации
Очерк первый. «Порядок бытия».............................................................. 7
Порядок против хаоса................................................................................ 9
Свобода, равенство и братство в «новом мире» ....................................... 21
«Голый король»....................................................................................... 27
Природа человека.................................................................................... 32
Новое осмысление «порядка бытия» ...................................................... 38
Очерк второй. Наука и образование: поле битвы за человеческую душу.. 44
«Конец науки» или начало метанауки? .................................................. 45
«Компетенции» и «на-на»-технологии ................................................... 55
Очерк третий. Культура и искусство: критерии подлинности .................. 69
Культура и анти-культура ........................................................................ 69
«Рыночный подход» в культуре .............................................................. 74
Самовыражение и самосовершенствование.............................................. 79
Что такое искусство? ................................................................................ 83
Очерк четвертый. «Государство правды» как политическая форма нового мироустройства
Почему в России не популярны политические партии? .......................... 95
Коренные недостатки демократии .......................................................... 96
Территориально-корпоративное представительство как альтернатива всеобщему и равному избирательному праву ...102
Черты «государства правды» .................................................................. 109
Очерк пятый. Человек для экономики или экономика для человека? ...... 119
Глобальный тупик техногенно-потребительской модели экономики ....... 119
Сталинская экономическая модель 30-50-х годов: плюсы и минусы........ 124
Духовно-экологическая модель хозяйствования: мобилизация творческих сил природы и творческих способностей человека ............................................................................ 129
Сущность и основные черты «зеленой экономики».................................. 135
Формирование «зеленого каркаса» Большого Алтая и неотложные меры по его переходу на рельсы «зеленой экономики» ............................................................................... 145
Раздел 2. Новый мир: взгляд из Сибири................................................... 151
Очерк первый. Евразийский мир и духовно-экологическая интеграция .... 151
Евразийская идея и ее критики................................................................. 153
Евразийский культурно-географический мир и его интеграционный потенциал ... 161
Линии евразийской духовно-экологической интеграции........................... 171
Линия экологической и культурной интеграции....................................... 180
Очерк второй. Сибирь как пространственная скрепа и ось интеграции Евразии .... 184
Отношение к Сибири в России и за рубежом. Правда и вымысел в образе Сибири.. 184
Деятели русской науки и культуры о стратегии развития Сибири........................... 195
Геостратегические ресурсы Сибири в контексте глобального кризиса ..................... 202
Некоторые стратегические проекты развития Сибири как центра Евразии ............. 207 Заключение....................................................................................................... 212
Приложение ........................................................................................................ 216
Алтайская хартия ............................................................................................. 216
Авторы монографии предприняли попытку раскрыть философское содержание учения теософии — «Живой Этики», рассматриваемых как единая традиция, и дать рациональную интерпретацию ее ключевых идей и понятий. Эта традиция одновременно рассматривается как органическое продолжение русской метафизики всеединства, но существенно обогащенное достижениями восточного религиозно-философского гения. Особое внимание в книге уделяется идее антропологического преображения человека (эволюционно-духовного восхождения), его факторам и ступеням, а также проблеме трансцендентного опыта и его места в системе познавательных способностей. На конкретных примерах из современной науки и общественной жизни обосновывается актуальность идей «Живой Этики» для понимания нынешней стадии развития человечества и прогнозирования будущего земной цивилизации.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I Тупики европейского духа и русские предтечи «Живой 
Этики» ...................................................................................................... 7
§1.1. Антропологический кризис и пути выхода из него.......................... 7
1.1.1. Истоки современного глобального кризиса................................. 7
1.1.2.Ложное многообразие европейского понимания человека 
и его неявные основания.................................................................. 12
1.1.3. Инверсии и парадоксы европейского понимания человека ....... 22
1.1.4.Вечные традиции метафизики всеединства ................................. 30
§1.2. Гносеологические тупики современной философии........................ 41
1.2.1. Антиплатонизм и принцип замкнутости идеальных 
содержаний сознания в «пространстве» индивидуальной 
головы................................................................................................. 50
1.2.2. Принцип усредненности (типичности) индивидуального
субъекта познания и «прозрачности» для него любых форм 
познавательного опыта..................................................................... 53
1.2.3.Лингвоцентризм.............................................................................. 55
§1.3. «Конец науки»? .................................................................................... 64
1.3.1. Проблемы и тупики современной науки...................................... 64
1.3.2. Предлагаемые решения .................................................................. 73
1.3.3. Наука и метафизика всеединства .................................................. 77
§1.4. Проблемы теории морали и моральной практики............................ 83
§1.5.Ключевые идеи русской философии.................................................. 98
1.5.1. Принципы исследования русской философии............................. 98
1.5.2. Философия как воля к систематическому и 
синтетическому мировоззрению. Платонизм русской 
философии......................................................................................... 101
1.5.3. Идеал цельного знания в русской философии............................. 111
1.5.4. Русская «метафизика сердца» и представления о 
божественномЯ................................................................................ 120
1.5.5.Космическая эволюция человечества. Диалектика 
соборного миросозидания и личного совершенствования........... 133
1.5.6. Незавершенность русской религиозной философии................... 148
Глава 2 Философские основы «Живой Этики» ....................................... 155
§2.1. Онтологические и эволюционно-космогонические аспекты 
«Живой Этики» ..................................................................................... 173
2.1.1. Абсолют, материя и проявленный мир......................................... 1735 
2.1.2. Порядок и хаос. Виды хаоса .......................................................... 188
2.1.3. Огонь и психическая энергия ........................................................ 191
2.1.4. Понятие эволюции. Направленность эволюции в «Живой 
Этике» ................................................................................................ 199
2.1.5. Целенаправленная актуализация психической энергии ............. 201
2.1.6. Три линии эволюции. Диалектика духовного и 
идеального, объективного и субъективного, 
индивидуального и сверхиндивидуального, восходящего и 
нисходящего в эволюции................................................................. 207
§2.2. Антропология «Живой Этики»........................................................... 218
2.2.1. Изоморфизм человека и космоса................................................... 218
2.2.2.Соотношение земного «я» и высшего Я, Единого и 
индивидуального............................................................................... 228
§2.3.Доктрина реинкарнации...................................................................... 240
§2.4. Закон кармы в «Живой Этике»........................................................... 261
§2.5. Гносеология «Живой этики». Трансцендентное познание.............. 273
2.5.1. Основные гносеологические тезисы............................................. 273
2.5.2. Трансцендентный опыт .................................................................. 290
Глава 3. Человек на путях преображения................................................. 303
§3.1. Этика «Живой Этики»......................................................................... 303
3.1.1. Понятие добра. Критерии моральной оценки.............................. 304
3.1.2. Моральный долг.............................................................................. 321
3.1.3.Сущность морали............................................................................ 328
3.1.4. Огненная природа морали.............................................................. 333
3.1.5.Любовь ............................................................................................. 343
§3.2. Проблемы духовного преображения. Эволюционно-
уровневый подход к типологии личностей........................................ 348
3.2.1. Основные аспекты и методы духовного преображения ............. 351
3.2.2.Духовные принципы и духовные центры (чакры) в 
процессе преображения.................................................................... 363
3.2.3.Сущность и содержание этапов преображения ........................... 368
3.2.4. Роль сердца в процессе духовного преображения ...................... 381
3.2.5.Духовные подмены и ловушки на пути восхождения ................ 387
§3.3. Молитва и преображение человека. Антропологический 
идеал «Живой Этики»........................................................................... 393
3.3.1. Молитва как текст........................................................................... 394
3.3.2. Молитва как духовный акт ............................................................ 398
§3.4. «Лестница Иакова» .............................................................................. 410
3.4.1. Аспекты преображенного бытия................................................... 412
3.4.2.Духовное руководство и ученичество .......................................... 4236 
Глава 4. Некоторые проблемы современногомира с позиций
«ЖивойЭтики» ....................................................................................... 433
§4.1. Современная экономика и грядущее хозяйство................................ 440
4.1.1. Иррациональность современной экономической теории и
практики ............................................................................................. 440
4.1.2. Природа как глобальный субъект хозяйственнойжизни ........... 449
4.1.3. Приоритет труда и кооперативных начал хозяйствования. 
Необходимость перехода к «зеленой экономике»......................... 453
§4.2. Современная «научная магия»............................................................ 461
4.2.1. От ложного понимания сущности человека — к ложным
целям и средствам его эволюции .................................................... 461
4.2.2. Майя телесного бессмертия ........................................................... 465
4.2.3. «Живая Этика» о биоэтике ............................................................. 475
4.2.4. Неомагические методыв современной лечебной практике ....... 480
§4.3. Образование, культура, искусство: куда направлен вектор
развития? ................................................................................................ 484
4.3.1. Образование в современном мире ................................................. 484
4.3.2. Природа, культура и антикультура ............................................... 491
4.3.3. Надземные истоки искусства ......................................................... 497
Авторы на богатом историческом материале обосновывают существование основной - духовной - линии в истории, которая вела человечество вперед вопреки всем ужасам "кровавой" истории политических завоеваний и переворотов. Укоренение идей духовно-экологической цивилизации дает надежды на преодоление глобального современного кризиса

 Содержание

Введение ....................................................................................................... 6
Глава 1. Метаисторические законы: роль личности в истории....... 13
Глава 2. От Востока до Запада................................................................. 48
«Золотой век» Перикла............................................................................. 48
Вечные имена греческой философии...................................................... 67
Пифагор...................................................................................................................67
Сократ и Платон....................................................................................................73
Аристотель..............................................................................................................92
Дхарма царя Ашоки .................................................................................. 98
Благая весть с Востока: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда....... 111
Горы и водыэпохи Тан............................................................................. 126
Провозвестники евразийского духовного синтеза: Авиценна и
Бируни................................................................................................ 156
Перо против клинка (жизнь и деятельность ойратского
мыслителя и просветителя Зая Пандиты Найхамчжамцо) ........... 179
Культурный универсализм Чокана Валиханова и Абая
Кунанбаева......................................................................................... 194
Великая духовная революция в Европе XIII века.................................. 197
«Ученое незнание» Николая Кузанского................................................ 232
«Золотая пропорция» Леонардо даВинчи.............................................. 238
Итоги Возрождения................................................................................... 258
Глава 3. Вековой выбор России............................................................... 264
Миссия Преподобного Сергия Радонежского........................................ 279
Роковой для России XVI век.................................................................... 297
Заветы русских нестяжателей.............................................................................297
Темный лик иосифлянства..................................................................................312
Одинокое служение Максима Грека..................................................................330
Власть должна слушать старцев.........................................................................352
Спасшие честь России...........................................................................................367
Семнадцатый век: плата по историческим счетам................................ 384
Ф.М. Ртищев...........................................................................................................395
Восемнадцатый век: расчистка почвы и новые духовные завязи........ 400
М.В. Ломоносов......................................................................................................4125
Паисий Величковский.......................................................................................... 415
А.В. Суворов ........................................................................................................... 419
Митрополит Платон.............................................................................................. 422
Девятнадцатый век России: новая ступень метаистории..................... 428
Цари-реформаторы............................................................................................... 436
Славянофилы и западники.................................................................................. 449
«Русская идея»........................................................................................................ 460
Владимир Соловьев............................................................................................... 467
Сокровища русской литературы........................................................................ 480
А.С. Пушкин........................................................................................................... 487
Ф.М. Достоевский.................................................................................................. 495
Глава 4. Вершины и пропасти ХХ века................................................. 510
«Вся темная изнанка бытия…» ............................................................... 510
Служители религиозного искусства ....................................................... 523
Дж. Р. Р. Толкиен................................................................................................... 525
К.С. Льюис .............................................................................................................. 529
«Познай самого себя»............................................................................... 540
Э. Фромм.................................................................................................................. 542
В. Франкл................................................................................................................ 550
Духовные посланцы Европы................................................................... 559
Тейяр деШарден.................................................................................................... 559
А. Швейцер.............................................................................................................. 568
«Высший синтез» России двадцатого века ............................................ 574
Научное служение Владимира Вернадского..................................................... 574
«Столп и утверждение истины» отца Павла Флоренского........................... 599
Духовные Гималаи Николая Рериха ................................................................. 615
Заключение.................................................................................................. 632
В книге изложена идея необходимости перехода России и всего земного сообщества от тупиковой техногенно-потребительской цивилизации к духовно-экологической (ноосферной). Обоснована роль Алтая в цивилизационном прорыве. Анализируются пути противостояния современному иррационализму и перспективы синтеза науки, религии и философии.
Введение. 4
Глава 1. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской — к духовно-экологической цивилизации. 7
§1. Уроки на будущее. 7
§2. Тупики и мифы современной техногенно-потребительской цивилизации. 8
§3. Сущность и основные черты духовно-экологической (ноосферной) цивилизации. 17
§4. Некоторые закономерности переходного периода. Место Алтая в цивилизационном прорыве. 22
Глава 2. Евразийская составляющая духовно-экологического мировоззрения  30
§1. Евразийские провозвестники в русской культуре. 31
§2. Ключевые евразийские идеи в контексте сегодняшнего дня. 38
§3. Евразийская историософия. 45
§4. Приоритеты евразийской геополитики. 50
Глава 3. Хозяйство будущего века (размышления философов) 53
§1. О сущности экономики и ее месте в системе человеческой культуры.. 54
§2. О рациональности современной экономики. 55
§3. Об эффективности экономики и мериле национального богатства. 61
§4. Биосферная составляющая ноосферного хозяйства. 65
§5. Научно-технологическая и антропологическая составляющие ноосферного хозяйства  70
Глава 4. Пути противостояния современному иррационализму и перспективы синтеза науки, религии и философии. 74
§1. Виды современного духовного иррационализма. 74
§2. Перспективы диалога науки и религии в современных условиях. 79
§3. Русская философия против постмодерна. 86
§4. Единые критерии истины в духовных исканиях XXI века. 90
Глава 5. Искусство на распутье: исповедь душевного дна или синтетическое восхождение духа?. 93
§1. Синтетический потенциал искусства. 93
§2. Искусство как объединитель народов Евразии. 100
§3. Духовная вертикаль и онтологический центр. 104
§4. Сердце в искусстве и искусство сердца. 112
Глава 6. Ноосферный человек: проблема личного выбора. 116
§1. «Природа человека»: эгоист-потребитель или духовный Микрокосм?. 116
§2. Дискуссии о духовности. 118
Заключение. 122
Авторское предисловие: Судьба «Живой этики» (Агни Йоги) подтверждает, что больше всего вреда идее наносят невежественные, но рьяные последователи. Именно «благодаря» им это учение, составляющее важнейшую часть огромного наследия семьи Рерихов, приобрело в глазах многих серьезных людей оттенок маргинальности, а в восприятии широких масс – смешалось с обилием бульварной литературы типа «Диагностики кармы». Правда, в последние 10-15 лет отношение к нему начало меняться. Возможно потому, что, с одной стороны, наша техногенная цивилизация явно зашла в тупик. Это поставило под сомнения и ее ценности, и ориентиры, и способы познания мира (не случайна популярность книги Дж. Хоргана «Конец науки»!). С другой стороны, люди разочаровываются в псевдо-оккультном хаосе и в плоских пересказах восточных доктрин, наводнивших все информационное пространство. И многие начинают обращаться к «Живой этике». Книга «Час предрассветный» - это попытка дать интересующимся нечто типа введения в проблематику «Живой этики». Но при этом я стремилась не пересказать учение в популярной форме (таких пересказов более чем достаточно), а предложить свое видение некоторых ключевых вопросов. При этом книга написана в достаточно популярной форме, хотя и требует определенной подготовки. Тем не менее, самому автору трудно оценить, насколько он достиг цели. Поэтому мне было очень приятно получить благодарственное письмо от одной из последних родственниц Рерихов – Л.С. Митусовой (почти перед самым ее уходом из жизни), с высокой оценкой книги. Хочется надеяться, что она будет полезна и другим читателям.

 

Содержание
Предисловие............................................................... 4
Введение в тему......................................................... 17
Беседа 1. Возможен ли синтез науки, религии и философии?...23
Беседа 2. Христианство и теософия: мнимое противостояние...56
Беседа 3. Наука или религия?.................................... 81
Беседа 4. Бог или Абсолют?...................................... 90
Беседа 5. Теория эволюции в теософии и «Живой этике»...118
Беседа 6. Космогония учений. Многоуровневая Вселенная...158
Беседа 7. Фантастична ли доктрина реинкарнации?... 167
Беседа 8. Представления о человеке в учениях теософии -
«Живой этики»......................................................... 181
Беседа 9. Жизнь и смерть как две фазы единого цикла... 203
Беседа 10. Бессмертна ли наша личность?............. 221
Беседа 11. Личность и индивидуальность.............. 238
Беседа 12. Закон кармы............................................ 247
Беседа 13. «Что есть истина?»................................. 286
Беседа 14. Почему «Йога огня»? Этика «Живой этики»..295
Беседа 15. Ступени эволюции духа......................... 328
Беседа 16. Что значит любить ближнего? Индивидуальность
и индивидуализм...................................................... 151
Беседа 17. Проблемы и грани духовного развития ... 385
Беседа 18. Что такое зло?.......................................... 407
Беседа 19. Проблема «дьявольских подмен»......... 422
Беседа 20. Духовная Иерархия................................ 453
Иванов А.В. Послесловие........................................ 491
Показано из 11
предыдущая
1 2 3
Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: